logo |
Company namepost addresstel/fax |
Украинский В.Н.,
"Хабаровская школа управления"
schtirl@pochtamt.ru
Как уже отмечалось, каждая организация находится под воздействием множества внешних факторов(1). Да и сами организации представляют собой далеко не однородные образования, т.е. являются по сути сложными системами. Каким же образом можно разделить «внеш-ние» и «внутренние» для организации факторы и охарактеризовать их?
Внутри практически любой организации можно выделить четыре основных блока: производственный, финансовый, маркетинговый и кадро-вый. В каждом из этих блоков (или организационных срезов) можно выде-лить достаточно много факторов, значимых для принятия стратегических решений и поэтому требующих постоянного мониторинга и анализа. При этом необходимо учитывать, что все блоки взаимосвязаны между собой: изу-чение рынка связано с соответствующими возможностями производства то-варов, требуемых этим рынком, а произведенному товару необходимы уси-лия по его продвижению и реализации и т.д. и т.п. В качестве специфическо-го среза можно выделить также организационно-управленческий, который «пронизывает» все остальные (рис.1).
В практике стратегического анализа принято делить внешнюю среду организации на два «больших блока»: среду макроокружения и среду не-посредственного окружения. Основные принцип отнесения тех или иных средовых факторов к определенной группе заключается в следующем: если организация находится под непосредственным воздействием какой-либо другой организации или человека и сама может оказывать на них непосред-ственное воздействие, то эта организация/человек будет отнесен к среде не-посредственного окружения. К среде же макроокружения будут отнесены факторы, оказывающие косвенное, непрямое воздействие на деятельность, как правило, достаточно большого количества организаций и компаний.
В принципе, в упомянутой теории заинтересованных лиц(2) как раз и «перечисляются» основные категории организаций и лиц, входящих в среду непосредственного окружения большинства организаций. За исключением разве что такого значимого фактора как конкуренты. Впрочем, в со-временном корпоративном мире очень многие крупные компании, конкури-рующие между собой на каких-либо рынках, создают совместные предпри-ятия для работы на других рынках (т.е. являются одновременно и деловыми партнерами), либо включаются в конкурентную борьбу с собственными «до-черними» предприятиями.
Среду макроокружения принято делить на такие составляющие как политико-правовая, экономическая, социо-культурная и технологическая субсреды. Метод анализа, исследующий именно эти четыре компоненты, по-лучил название PEST (ПЭСТ) –анализа(3). К данным субсредам ино-гда могут быть добавлены другие, например, экологическая субсреда.
Стоит также отметить, что каждая организация обладает собствен-ным «набором» организаций и людей, которых можно отнести к их непо-средственному окружению. Если для некоторых компаний правительство бу-дет выступать в качестве «представителя» непосредственного окружения, то для очень многих (как правило, более мелких) компаний оно же будет созда-вать условия для работы, не вступая в непосредственное взаимодействие, т.е. являясь фактором макроокружения.
В принципе, само деление компонентов среды на факторы макроок-ружения и непосредственного окружения является одним из аспектов много-уровневого подхода в стратегическом анализе. Факторы, как среды непо-средственного окружения, так и макроокружения имеют различную значи-мость для организации, поэтому в первую очередь и наиболее детально должны исследоваться наиболее значимые, поскольку время и прочие ресур-сы, выделяемые на исследования, как правило, ограничены (рис.2.Уровни анализа среды). Напри-мер, во всей массе законодательных актов в первую очередь должны «отсле-живаться» те, которые затрагивают именно ту сферу, в которой работает компания, предположим, отрасль телекоммуникационных услуг.
Недостаточно выделить в среде организации объекты для наблюде-ния, необходимо также определиться с тем, какие именно характеристики или параметры этих объектов нужно отслеживать. Среди таких параметров (или, в терминологии Ричарда Холла, «аналитических размерностей») можно выделить следующие: емкость (количественная оценка фактора среды), од-нородность-неоднородность (степень схожести факторов), стабильность-нестабильность (степень устойчивости фактора), концентрация-рассеяние (распределение факторов в среде). К данным характеристикам, позволяющим составить краткий «портрет» факторов макроокружения, можно добавить также параметры, характеризующие взаимодействие в среде непосредствен-ного окружения. К ним можно отнести уровень осведомленности (о среде), уровень согласия, географическая близость (между организациями; сродни параметру концентрации), зависимость (от локальных ресурсов), интенсив-ность взаимодействия и пр.(4)
В конечном счете, в кратком виде информация по компонентам сре-ды может быть представлена в виде некоторой матрицы (рис.3). Конечно, объем информации по каждой «ячейке» может быть достаточно большим, поэтому данная форма является лишь некой выжимкой из базы данных о среде, формируемой в организации.
Компоненты среды | емкость | однородность | стабильность | концентрация |
Политико-правовая среда | ||||
Фактор 1 | ||||
Фактор 2 | ||||
Фактор 3 | ||||
... | ||||
Экономиче-ская среда | ||||
Фактор 1 | ||||
Фактор 2 | ||||
Фактор 3 | ||||
... | ||||
... |
Компоненты среды(5) | емкость | однородность-неоднородность | стабильность-нестабильность | концентрация-рассеяние | осведомленность | согласие | близость | … |
Покупатели | ||||||||
Группа 1 | ||||||||
Группа 2 | ||||||||
Группа 3 | ||||||||
... | ||||||||
Деловые партнеры | ||||||||
Группа 1 | ||||||||
Группа 2 | ||||||||
Группа 3 | ||||||||
... | ||||||||
... |
Одним из вариантов краткого описания является введение бальной оценки факторов среды по тому или иному параметру (характеристике). На-пример, при 10-тибалльной шкале по показателю «емкость» нормативно-правовая база может получить оценку 8, по показателю «однородность» – 3, а по стабильности – 2, что говорит о достаточно большом количестве законов и других нормативных документов, их сильной разнородности и высокой из-менчивости.
Балльная оценка позволяет использовать такую методику как гребешковый анализ, который подразумевает составление различ-ного рода «профилей» для их сравнения (рис.4). При накоплении информа-ции о среде за некоторый период (несколько лет) можно также наглядно опи-сывать временную динамику фактора по ряду параметров.
(1,2)См. предыдущую статью: Украинский В.Н. Анализ организационной среды. Часть 1. Работа со стратегической информацией // Бизнес-консалтинг - 2002 – Ноябрь-декабрь - С.18.
(3)Аббревиатура получена от первых букв названий субсред на английском языке. Также может быть использован термин STEP (СТЭП) -анализ, который указывает на по-шаговое рассмотрение (от английского step – шаг) каждого компонента и каждого факто-ра, в него входящего, по отдельности, с их детальной характеристикой. Более подробно см.: Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – С.411-413.(4)Более подробно см.: Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: Питер, 2001. – С.343-385.
(5)В зависимости опять же от значимости факторов (сил), представляющих непосред-ственное окружение, их описание может быть индивидуальным (например, какого-либо крупного клиента, конкурента или поставщика) либо групповым.